Вернуться назад
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

 

Реквием «благим начинаниям» сотовых компаний

Hosted by uCoz

Мобильным о дебильном

«Покажите мне Москву, москвичи,
Покажите мне ее без прикрас!
Мы пройдем по ней, и мы помолчим,
Потому, что слов не будет у нас!»
(Евгений Кемеровский)
Hosted by uCoz
- 2003 год ознаменовал собой начало бума сотовой радиотелефонной связи в Росси. На рынок выдвинулся мощный федеральный оператор «МегаФон», от эйфории очнулись «МТС», забил тревогу почивавший на лаврах победителя в регионах «БиЛайн». Пришло осознание начала эпохи серьезной конкурентной борьбы, борьбы за каждого отдельно взятого абонента. От того, что смог предложить тот или иной оператор в каждом отдельно взятом регионе, и зависел исход этой решающей битвы…
- Однако все оказалось не так просто и однозначно. Показательным в этом отношении стал 2005 год – год начала «формирования устоявшегося распределения позиций операторов на телекоммуни-кационном рынке»! Вот тут-то и развязалась борьба, что называется, не на жизнь, а на смерть! И как всегда в великих сражениях довольно скоро обозначились свои победители и свои проигравшие эту гонку на выживание. Рассмотрим ситуацию на примере Самарского региона.
- К началу 2005 года здесь предоставляли услуги сотовой радиотелефонной связи пять основных операторов. Четыре из них работали в стандарте GSM («МТС», «МегаФон», «БиЛайн» и «СМАРТС», причем первые три – федеральные операторы, а четвертый – региональный) и только пятый – «Волгателеком» пытался, как всегда неуклюже, выделиться на общем фоне, продвигая неугодный Минсвязи стандарт IMT MC-450 (CDMA-2000)! Да и куда ему было деваться: отработавший свое скандинавский стандарт (также не милый чиновникам из Минсвязи) NMT-450 оказался не способным хотя бы удержать прежних клиентов. Программа «СОТЕЛ», призванная обеспечить высокий уровень проникновения мобильной связи в регионах, начала пробуксовывать, дойдя до физического предела оборудования. Нужно было кардинально решать возникшую проблему. И это решение было найдено!
- Североамериканская компания «Lucent technologies» вовремя предложила на российский рынок своеобразную панацею. Цифровой стандарт IMT MC-450 не содержал в наименовании злополучной аббревиатуры CDMA, так ненавидимой Леонидом Рейманом, а значит, мог стать достойной заменой выработавшему себя аналоговому стандарту NMT-450! Причем все очень хорошо и гладко укладывалось в рамки концепции по переходу от устаревших аналоговых стандартов к современным цифровым. Однако «проклятые янки» как всегда решили «навариться» на доверчивых русских. Оборудование оказалось слишком дорогим, чтобы его можно было начать закупать в массовом масштабе. Тогда на помощь «маломощным» российским операторам выдвинулись братья-китайцы (компания «Huawei»). Буквально по бросовым ценам они предложили россиянам свою версию данного стандарта (благо, что все лицензии на этот раз оказались в полном порядке)!
- И вот тогда-то часть российских операторов, работавших в диапазоне 450 МГц, обратила свои взоры в сторону «Huawei». Сначала «Ульяновская сотовая связь», а за ней и нижегородский «Волгателеком» начали переговоры о закупках оборудования IMT MC-450. В самарском регионе под торговой маркой «СтриЖ» (читай по-русски фразу «с 3G»!) началось строительство сети этого стандарта и именно на оборудовании этой фирмы. Это был 2003 год! На сегодняшний день в Самаре построено около 10 базовых станций, примерно 5 в Тольятти. Предполагается развернуть три базы в Сызрани. Вот пока и все! Это уровень «БиЛайна» пяти-шести летней давности! Правда данная сеть запросто, без всяких дополнительных надстроек типа GPRS&EDGE в GSM, обеспечивает передачу данных с достаточно высокой (около 154 кбит/сек) скоростью. Но идиллия первых абонентов, подключавшихся на единственный безлимитный тариф (других просто не было!), длилась недолго. Базовые станции, работавшие на одной несущей частоте, стали очень быстро перегружаться: соответственно, пользователи уже не получали чудесно высоких скоростей доступа по радиоинтерфейсу в Интернет, как в самом начале. Обманутые потребители возроптали! И было от чего: покупали-то они услугу с одним качеством, а через непродолжительное время получали уже совсем иную, гораздо более худшую!
- Выход был, как из большинства аналогичных ситуаций, достаточно прост! Нужно было только оформить разрешение на вторую несущую частоту и/или увеличить количество БС на заданной территории, не столько для улучшения радиопокрытия, сколько для увеличения пропускной способности. Оказалось, что вторую несущую оформлять долго, сложно и почти безнадежно, учитывая «тормоза» со стороны Минсвязи. А на новые базы, даже недорогие, все-таки нужны серьезные средства в валюте. Все, круг замкнулся! Тут бы впору вспомнить поговорку: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Но некоторые любители рапортовать сначала делают, а потом думают, прикрывая свои промахи и просчеты пресловутым нежеланием потерять свой сегмент на рынке услуг, а то и захватить новый. Абоненты же расплачиваются своими нервами и неоправданными надеждами. Чем вам не пример безалаберности российского менеджмента?
- А запущенная в средства массовой информации, не без помощи зарубежных производителей средств связи, утка о решающей значимости 2005 года, как года, определяющего формирование позиций основных операторов на российском рынке телекоммуникационных услуг, очень скоро принесла свои «плоды». Операторы, как «в омут с головой», включились в эту гонку, даже не подозревая, куда она их в конечном счете заведет! Негласное соревнование за окончательный раздел рынка развернулось между представителями «большой тройки» (МегаФон, БиЛайн, МТС) и СМАРТС иже с ними, т.е между GSM-операторами. «Волгателеком», как обычно, занял созерцательную позицию: мол, я не GSM-оператор, мне и переживать нечего. Странная позиция, не правда ли? Ведь используя преимущества нового стандарта, компания может с уверенностью занять свой сегмент рынка. Для примера, в Тольятти до сих пор не предоставляются услуги в стандарте IMT MC-450, а только рассматриваются возможные варианты. А фрагмент сети из пяти БС продолжает работать вхолостую! Ведь то небольшое количество мобильных терминалов «Huawei», используемое некоторыми тольяттинскими банками для беспроводного подключения своих банкоматов (!!!), можно вообще в учет не брать. Видимо у некоторых менеджеров ОАО «Волгателеком» такой стиль работы, не шаткий, не валкий. И спросить с них за подобное бездействие просто не кому!
- Предпосылки для участия в гонке были у всех разные. «МТС», по данным аналитиков журнала «Маркетолог», имел самый высокую ARPU (среднюю доходность в долларах в месяц от одного абонента), более 15(!), за 2003 год по России! Это и позволило компании осуществлять демпинговую политику в ряде регионов, в том числе и в Самарском, предлагая свои услуги почти бесплатно (1 цент за минуту внутрисетевых звонков!). Это также должно было позволить набрать значительную абонентскую базу в относительно короткий срок. Так оно и было в самом начале. По темпам прироста этой самой базы «МТС» на какое-то время обогнал даже до неприличия успешный «МегаФон», который, не смотря на отсутствие супердешевых тарифных планов, продолжал интенсивно наращивать численность своих приверженцев. Но потом темпы строительства фрагмента сети сотовой связи в Самарском регионе у «МТС» начали спадать, что не позволило обеспечивать требуемый уровень качества обслуживания, и прирост абонентской базы стал замедляться. Не помогала и извечная тяга потенциальных абонентов к пресловутой халяве. Ведь зачем нужна такая мобильная связь, пусть даже почти бесплатная, если в большинстве своем телефон «не видит» сеть? Однако «МТС» не отступал и продолжал свои рекламные зазывания, набирая абонентов любой ценой – даже путем бесплатной раздачи нескольких SIM-карт в одни руки. Таким образом привлекалась наименее платежеспособная часть потенциальных абонентов – школьники, студенты, молодежь, только начавшая свою трудовую биографию. Но это мало интересовало региональных менеджеров «МТС». Значительно важнее было показать московским боссам благополучие в отчетной документации. Начав гонку, уже смерти подобно было выбывание из нее! Другим фактором был расчет на то, что после повышения тарифов, что в подобной ситуации просто неизбежно, не все абоненты переметнуться к конкурентам – сработает эффект консервативности определенного круга лиц, а это уже неплохо! А там глядишь, и сеть расширим, и качество услуг поднимем, а абоненты-то вот они, уже в наличии.
- «СМАРТС» развернул подобную масштабную акцию по рекламе дешевых тарифов с такой же целью – набрать как можно больше абонентов в рекордно короткие сроки. Вот только конечная задача была несколько иной. Не являясь федеральным оператором, «СМАРТС» неизбежно должен перейти под контроль какой-либо холдинговой группы, контролирующей и финансирующей телекоммуникационный рынок в России. По замыслу менеджеров «СМАРТСа», цена продажи будет зависеть от объема его абонентской базы, что должно свидетельствовать об устойчивом положении оператора на региональном рынке. Как видим, способы похожи, а конечные цели очень и очень разные! Тот же «СМАРТС», и так не блещущий качеством своих услуг, в результате подобных телодвижений еще больше усугубил ситуацию, перегрузив региональный фрагмент сети многоговорящими, но малоплатящими абонентами.
- Два других оператора, «МегаФон» и «БиЛайн», включившись в эту гонку, понесли более ощутимые для себя потери. Запустив на рынок значительно дешевые тарифы, бонусные системы и системы различных скидок, они в сравнительно короткие сроки перегрузили свои фрагменты, и, как результат, снизили качество предоставляемых услуг. Это тут же ударило по имиджу успешных операторов. Кроме всего прочего произошло снижение ARPU, которая и без того не была высокой («МегаФон» - чуть больше 12, а «БиЛайн» - около 12). Кривые прироста абонентов на отчетных диаграммах были значительно круче кривых прироста выручки вышеназванных компаний. А это означало только одно – вкладывая значительные средства в строительство и модернизацию своих сетей, «МегаФон» и «БиЛайн» не получили планируемой рентабельности от потраченных инвестиций! Вот такой «парадокс»! В погоне за абонентами были нарушены основные экономические принципы, позволяющие сделать практически любое начинание финансово выгодным. Надо было внимательно читать книги, написанные умными людьми, господа топ-менеджеры. Законы экономики и рынка работают безупречно и независимо от желания отдельно взятых индивидов! Об этом никогда не нужно забывать.
- Ну, а к чему привела гонка за первенство в предоставлении услуг высокоскоростной передачи данных по радиоинтерфейсу (мобильный Интернет, мобильный офис, мобильная почта…)? Не успев еще толком реализовать технологию GPRS (General Packet Radio Service), сотовики наперегонки ринулись закупать и разворачивать новую высокоскоростную платформу пакетной передачи данных– EDGE (Enhanced Data Rates for Global Evolution), позволяющую достичь в два раза большей скорости, более 300 кбит/сек! А ведь это новые финансовые затраты на фоне явного отсутствия отдачи от предыдущих закупок оборудования! И все это при очевидной неготовности потребителей к подобным услугам – востребованность чуть более 3-х (трех!) процентов от общего количества абонентов. Двойные затраты при весьма сомнительных перспективах! И все это притом, что CDMA-платформы обеспечивают высокие скорости передачи данных, при одновременной поддержке речевого трафика, и не требуют никаких дополнительных надстроек над основным решением.
- Все это говорит лишь об одном – рынок телекоммуникационных услуг, как и любой другой, это динамичная структура, на состояние которой не может оказать значительного и фиксирующего влияния какой-либо отдельно взятый год. Поэтому-то потуги российских сотовых операторов в борьбе за место под солнцем в 2005 году не дали, да и не могли дать, неоправданно ожидаемых результатов, а лишь сыграли на руку зарубежным производителям («Siemens», «Alcatel», «Huawei», «Nokia», «Ericsson») средств мобильной радиотелефонной связи, сбросившим на наш рынок всю линейку еще толком необкатанных, но уже технически устаревших аппаратных решений (GPRS, EDGE).
Тольятти, 12.09.2005 г.
© VATTechnologies Яндекс.Метрика